Скачать документ

Проект

ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения экспертизы
проектов схем теплоснабжения
поселений, городских округов

 

1. Основания для введения

 

2. Временная инструкция  (далее Инструкция) о порядке проведения экспертизы проектов схем теплоснабжения поселений с численностью населения более 500 тыс. человек вводится в соответствии с требованиями статьи 4,  пункта 2, подпункта 11 Федерального закона №190 ФЗ от 26 июля 2010 года «О теплоснабжении»,  пункта 2 подпункта «в» постановления Правительства РФ  от 21 октября 2011 г. № 853  «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти в сфере теплоснабжения», постановления Правительства РФ  от 22 февраля 2012 г. № 154 «Об утверждении требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения»

 

3. Область применения

 

3.1.  Настоящая Инструкция устанавливает общие правила, порядок и сроки проведения экспертизы проектов схем теплоснабжения и предназначена для применения участниками экспертизы схемы теплоснабжения, а также органами местного самоуправления поселений, городских округов и иными заинтересованными лицами.

 

4. Общие положения

 

4.1. Экспертиза схем теплоснабжения поселений, городских, является этапом, предшествующим ее утверждению и проводится в целях предотвращения строительства объектов теплоснабжения, создание и использование которых не отвечает требованиям Федерального закона №190 ФЗ от 26 июля 2010 года «О теплоснабжении» или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

 

4.2. Заключение добровольной экспертизы является рекомендательным документом для исполнения органами местного самоуправления поселений, городских округов, осуществляющими разработку и утверждение схем теплоснабжения, организациями и иными юридическими лицами, участвующими в разработке и утверждении схемы теплоснабжения.

 

4.3. При проведении экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, иными государственными актами, регулирующими теплоснабжение поселений, городских округов, а так же настоящей Инструкцией.

 

5. Объем проектной документации и порядок ее представления на экспертизу

 

5.1.  В целях проведения экспертизы проекты схем теплоснабжения поселений, городских округов, направляются заказчиком в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах.

 

5.2. Объем документации проектов схем теплоснабжения, подлежащих рассмотрению предоставляется в составе утверждаемой и обосновывающей частей схемы теплоснабжения. К представляемому проекту схемы теплоснабжения прилагаются:

 

5.2.1. Сопроводительное письмо заказчика о направлении проекта схемы теплоснабжения на экспертизу в соответствии с договором на проведение экспертизы.

 

5.2.2. Решение органа исполнительной власти о рассмотрении схемы теплоснабжения с приложением замечаний и предложений по схеме, сделанных в процессе ее рассмотрения (при наличии).

 

5.2.3. Протоколы общественных слушаний (при наличии).

 

5.2.4. Отчет о результатах учета замечаний (предложений), зафиксированных в протоколах общественных слушаний и поступивших от других юридических и физических лиц (в виде таблицы учета замечаний в соответствующих разделах Схемы теплоснабжения, либо мотивированного отказа в учете замечаний, предложений (при наличии)).

 

5.3. При необходимости исполнитель, осуществляющий экспертизу по вопросам, относящимся к его компетенции, может запросить у заказчика (органа исполнительной власти поселения, городского округа, разработчиков схемы теплоснабжения, иного юридического лица) дополнительную информацию по рассматриваемому проекту схемы теплоснабжения.

 

5.4. Комплектность представленных материалов, их соответствие требованиям действующих нормативных документов по составу проектной документации проверяется исполнителем экспертизы в 5-дневный срок с даты их получения.

 

5.4.1.  Устанавливается следующая комплектность представляемой на утверждение схемы теплоснабжения:

 

  1. Показатели перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения, городского округа;
  2. Перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей;
  3. Перспективные балансы теплоносителя;
  4. Предложения по новому строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии;
  5. Предложения по новому строительству и реконструкции тепловых сетей;
  6. Перспективные топливные балансы;
  7. Инвестиции в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение;
  8. Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций);
  9. Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии.
  10. В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей - перечень бесхозяйных тепловых сетей и определение организации, уполномоченной на их эксплуатацию.

 

 

5.5. При установлении некомплектности проектной документации исполнитель экспертизы уведомляет заказчика о необходимости предоставления недостающих материалов. В этом случае исполнителем может быть также принято решение об отклонении от рассмотрения проекта схемы теплоснабжения до его укомплектования.

 

5.6. При повторной экспертизе предоставляются:

 

5.6.1. Пояснительная записка к доработанному по замечаниям исполнителя экспертизы проекту схемы теплоснабжения;

 

5.6.2. Документация в составе схемы теплоснабжения, в которую внесены изменения и дополнения по результатам предыдущего рассмотрения.

 

6. Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе.

 

6.1. Наличие документа, утверждающего, для целей разработки схемы теплоснабжения, расчетные элементы территориального деления, и обоснование их выбора.

 

6.2. Соответствие использования для прогноза спроса на тепловую мощность, данных о прогнозе строительных фондов по очередям строительства, утвержденных в генеральном плане поселения, городского округа, с их разделением по расчетным элементам территориального деления с разделением объектов нового строительства на многоквартирные жилые дома, индивидуальный жилищный фонд и общественные здания для каждого года первого пятилетнего периода и на каждом этапе следующих пятилетних периодов;.

 

6.3. Использование для определения объемов спроса на тепловую мощность (тепловой нагрузки) и теплоносителя требований Федерального Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении», Приказа Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 года №262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений и сооружений» и иными актами, принятыми уполномоченными федеральными органами, регулирующими энергосбережение в сфере теплоснабжения поселений, городских округов.

 

6.4. Полноту учета и описания, действующих в границах поселения, источников тепловой энергии, существующих зон их действия и тепловой нагрузки в зонах действия источников тепловой энергии. С этой целью экспертиза устанавливает:

 

6.4.1. Наличие и обоснованность в схеме теплоснабжения описания существующих и перспективных значений установленной тепловой мощности основного оборудования источников тепловой энергии;

 

6.4.2. Наличие и обоснованность учета существующих и перспективных технических ограничений на использование установленной тепловой мощности и значений располагаемой тепловой мощности основного оборудования источников тепловой энергии;

 

6.4.3. Наличие и обоснованность учета существующих и перспективных затрат тепловой мощности на собственные и хозяйственные нужды источников тепловой энергии;

 

6.4.4. Наличие и обоснованность учета существующих и перспективных потерь тепловой мощности (тепловой энергии) при ее передаче по тепловым сетям, включая потери тепловой энергии в тепловых сетях теплопередачей через теплоизоляционные конструкции теплопроводов и с потерями теплоносителя и указания затрат теплоносителя на компенсацию этих потерь;

 

6.4.5. Наличие и обоснованность учета затрат существующей и перспективной тепловой мощности на хозяйственные нужды тепловых сетей;

 

6.4.6. Наличие и обоснованность значений существующей и перспективной резервной тепловой мощности источников теплоснабжения, в том числе источников тепловой энергии, принадлежащих потребителям, источников тепловой энергии теплоснабжающих организаций, с выделением аварийного резерва и резерва по договорам на поддержание резервной тепловой мощности;

 

6.4.7. Наличие и обоснованность значения существующей и перспективной тепловой нагрузки потребителей, в том числе: по фактическим данным приборов учета на коллекторах источников тепловой энергии, по фактическим данным приборов учета тепловой энергии (при их наличии), по договорам теплоснабжения, по договорам потребления тепла на компенсацию потерь тепловой мощности в тепловых сетях, по фактических данным учета затрат тепловой мощности на хозяйственные нужды тепловых сетей, по данным прогноза спроса на тепловую мощность по каждой из составляющих тепловых нагрузок;

 

6.5. Наличие и подтверждение использования при установлении базовых значений тепловых нагрузок, установленной тепловой мощности оборудования источников тепловой энергии, тепловой мощности оборудования источников нетто, затрат тепловой мощности на собственные нужды источников тепловой энергии в паре и горячей воде, нормативных требований и методик расчета, установленных:

 

6.5.1. Требованиями по расчету и обоснованию нормативов удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электрических станций и котельных (утверждена приказом Минэнерго России от «30» декабря 2008 г. № 323);

 

6.5.2. Требованиями по расчету и основанию нормативов технологических потерь тепловой энергии (утверждена приказом Минэнерго России от «30» декабря 2008 г. № 325);

 

6.5.3. Методическими указаниями по составлению отчета электростанций и акционерного общества энергетики и электрификации о тепловой экономичности оборудования: РД 34.08.552-95.- М.: СПО ОРГРЭС, 1995.

 

6.5.4. Методическими указания по составлению и содержанию энергетических характеристик оборудования тепловых электростанций: РД 34.09.155-93.- М.: СПО ОРГРЭС, 1993. Изменение № 1 РД 34.09.155-93.- М.: СПО ОРГРЭС, 1999.

 

6.6. Наличие и подтверждение связанности перспективных (прогнозных) значений установленной тепловой мощности источников тепловой энергии, собственных нужд источников тепловой энергии в паре и горячей воде, потерь тепловой энергии при ее передаче в паре и горячей воде, собственных и хозяйственных нужд тепловых сетей с предложениями, приведенными в разделах 4 (Предложения по новому строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии) и 5 (Предложения по новому строительству и реконструкции тепловых сетей) схемы теплоснабжения.

 

6.7. Наличие и обоснованность существующих и перспективных тепловых балансов источников тепловой энергии и присоединенной тепловой нагрузки потребителей для каждого источника тепловой мощности в зонах их действия с определением резервов и дефицитов установленной тепловой мощности и присоединенной тепловой нагрузки потребителей.

 

6.8. Наличие расчета и обоснованность установления существующего и перспективного радиуса эффективного теплоснабжения в каждой зоне действия источника тепловой энергии.

 

6.9. Отражение в описании прогноза спроса на тепловую мощность на территории поселения, городского округа границ нового строительства объектов теплопотребления не обеспеченных существующими источниками тепловой энергии.

 

6.10. Наличие учета фактических и нормативных значений подпитки тепловой сети и расчета энергетических характеристик тепловой сети в соответствии с методическими указаниями по составлению энергетической характеристики для систем транспорта тепловой энергии по показателю "удельный расход сетевой воды» (утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 278 от 30 июня 2003 г) в каждой зоне действия источника тепловой энергии.

 

6.11. Наличие фактических и перспективных балансов производительности водоподготовительных установок источников тепловой энергии и максимальной подпитки тепловой сети, в том числе в аварийных режимах систем теплоснабжения, для каждой зоны действия источников теплоснабжения.

 

6.12. Наличие и подтверждение связанности перспективных (прогнозных) значений балансов производительности водоподготовительных установок с предложениями, приведенными в разделах 4 (Предложения по новому строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии) и 5 (Предложения по новому строительству и реконструкции тепловых сетей) схемы теплоснабжения в части перевода открытых систем теплоснабжения на системы теплоснабжения с независимым присоединением теплопотребляющих абонентских установок горячего водоснабжения (закрытые системы теплоснабжения).

 

6.13. Наличие и обоснованность предложений по новому строительству источников тепловой энергии, обеспечивающих перспективную тепловую нагрузку на вновь осваиваемых территориях поселения, городского округа, для которых отсутствует возможность или целесообразность передачи тепла от существующих и реконструируемых источников тепловой энергии. Обоснование отсутствия возможности передачи тепловой энергии от существующих и реконструируемых источников тепловой энергии устанавливается на основании расчетов радиуса эффективного теплоснабжения.

 

6.14. Наличие и обоснованность предложений по реконструкции источников тепловой энергии, обеспечивающих перспективную тепловую нагрузку в существующих и расширяемых зонах действия источников тепловой энергии.

 

6.15. Наличие и обоснованность предложений по техническому перевооружению источников тепловой энергии с целью повышения эффективности работы систем теплоснабжения.

 

6.16. Наличие и обоснованность мер по выводу из эксплуатации, консервации и демонтажу избыточных источников тепловой энергии, а также выработавших нормативный срок службы либо в случаях, когда продление срока службы технически невозможно или экономически нецелесообразно.

 

6.17. Наличие и обоснованность мер по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

 

6.18. Наличие и обоснованность мер по переводу котельных, размещенных в существующих и расширяемых зонах действия источников комбинированной выработки тепловой и электрической энергии в «пиковый» режим для каждого года первого пятилетнего периода и на каждом этапе следующих пятилетних периодов.

 

6.19. Наличие и обоснованность решений о загрузке источников тепловой энергии, распределении (перераспределении) тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в каждой зоне действия системы теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения для каждого года первого пятилетнего периода и на каждом этапе следующих пятилетних периодов.

 

6.20. Наличие и обоснованность предложений по перспективной установленной тепловой мощности каждого источника тепловой энергии с учетом аварийного и перспективного резерва тепловой мощности с предложениями по утверждению срока ввода в эксплуатацию новых мощностей.

 

6.21. Наличие и обоснованность оценки капитальных затрат в новое строительство и реконструкцию источников тепловой энергии.

 

6.22. Наличие и описание электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, с подтверждением ее калибровки относительно существующих гидравлических режимов тепловых сетей (при необходимости).

6.23. Наличие и обоснованность предложений по реконструкции тепловых сетей с целью обеспечения приростов тепловой нагрузки в существующих, расширяемых (или сокращаемых) и объединяемых зонах действия источников теплоснабжения.

 

 

6.24. Наличие и обоснованность предложений по реконструкции нового строительства и реконструкции тепловых сетей с целью перевода в пиковый режим действующих котельных.

 

6.25. Наличие и обоснованность предложений по реконструкции магистральных и распределительных тепловых сетей (участков тепловых сетей) с исчерпанным установленным ресурсом.

 

6.26. Наличие и обоснованность предложений по новому строительству (в случае необходимости) и реконструкции насосных станций для обеспечения устойчивой циркуляции теплоносителя по тепловым сетям.

 

6.27. Наличие и обоснованность предложений по новому строительству и реконструкции тепловых камер и павильонов на магистральных тепловых сетях с преобразованием их в КРП с установкой автоматики поддержания постоянства расходов на ответвлениях, повышения надежности теплоснабжения.

 

6.28. Наличие и обоснованность предложений по размещению устройств для защиты от превышения давления в тепловых сетях.

 

6.29. Наличие и обоснованность предложений по условиям перевода открытых систем теплоснабжения в закрытые.

 

6.30. Наличие и обоснованность предложений по реконструкции абонентских вводов потребителей с установкой устройств безопасной эксплуатации и автоматизации.

 

6.31. Наличие и обоснование существующего и перспективного способа регулирования отпуска тепла от источника в тепловые сети в соответствии со спросом на тепловую мощность, а в случае выбора и обоснования «качественного метода регулирования отпуска тепла в тепловые сети» выбор и обоснование графика температур теплоносителя в подающих и обратных теплопроводах тепловых сетей в зависимости от температуры наружного воздуха;

 

6.32. В качестве обоснования предложений по новому строительству и реконструкции тепловых сетей, организации КРП и автоматизации по всем основаниям в документах к схеме теплоснабжения должны быть представлены теплогидравлические расчеты, выполненные с использованием разработанной электронной модели Схемы теплоснабжения поселения, городского округа (при ее наличии).

 

6.33. Наличие и обоснованность оценки капитальных затрат в новое строительство и реконструкцию тепловых сетей, перевод систем теплоснабжения с открытых на закрытые, автоматизации и диспетчеризации ЦТП и абонентских установок потребителей, выбора и обоснования метода регулирования отпуска тепла в тепловые сети.

 

6.34. Наличие и обоснованность существующих и перспективных оценок годовых расходов тепловой энергии по видам тепловой нагрузки и тарифным группам в каждой зоне действия источников тепловой энергии

6.35. Наличие и обоснованность существующих и перспективных расходов топлива по каждому источнику тепловой энергии с разделением на виды топлива

 

6.36. Наличие и подтверждение использования при установлении базовых и перспективных значений расходов топлива на источниках тепловой энергии, нормативных требований и методик расчета, установленных:

 

6.36.1. Требованиями по расчету и обоснованию нормативов удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электрических станций и котельных (утверждена приказом Минэнерго России от «30» декабря 2008 г. № 323);

 

6.36.2. Требованиями по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных (утверждена приказом Минэнерго России от 4 сентября 2008 г. N 66).

 

6.37. Наличие и обоснованность фактических показателей частоты (интенсивности, параметра потока) отказов по данным статистики отказов в действующих системах теплоснабжения;

 

6.38. Наличие и обоснованность фактических показателей среднего времени затраченного на восстановление отказавшего оборудования тепловой сети;

 

6.39. Наличие и обоснованность расчетов вероятности безотказной работы тупиковых и резервированных участков тепловых сетей относительно всех рассматриваемых камер сброса тепловой нагрузки и ЦТП, тепловых сетей до камер сброса тепловой нагрузки, КРП и ЦТП;

 

6.40. Наличие и обоснованность расчетов коэффициентов готовности системы теплоснабжения относительно рассматриваемых камер сброса тепловой нагрузки, КРП и ЦТП.

 

6.41. Наличие и обоснованность расчетов перспективных показателей надежности тепловых сетей с установленными в НТД

 

6.42. Наличие и обоснованность предложений по величине необходимых инвестиций в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение, ликвидацию, консервацию, перевод в пиковый режим источников тепловой энергии;

 

6.43. Наличие и обоснованность предложений по величине необходимых инвестиций в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение тепловых сетей, насосных станций, КРП, ЦТП и ИТП, технические средства безопасной эксплуатации, диспетчеризации и перевода системы теплоснабжения с открытой на закрытую схему присоединения абонентов;

 

6.44. Наличие и обоснованность предложений по величине инвестиций, связанных с изменениями способа отпуска тепла в тепловые сети (температурного графика и гидравлического режима работы тепловых сетей).

 

6.45. Наличие и обоснованность тарифного влияния инвестиционной программы, устанавливающей необходимее финансовые потребности в реализацию схемы теплоснабжения поселения, городского округа

 

6.46. Наличие и соответствие критериям выбора решения об определении единой теплоснабжающей организации (организаций);

 

6.47. Наличие и обоснованность решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии с определением существующих возможностей поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения

 

6.48. Наличия материалов, обосновывающих существование бесхозяйных тепловых сетей и определения организации, уполномоченной на их эксплуатацию.

 

7. Заключение по экспертизе проекта Схемы теплоснабжения

 

7.1. По результатам экспертизы составляется заключение.

 

7.2. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту Схемы теплоснабжения приведены в Приложении "А".

 

7.3. Экспертное заключение должно содержать:

 

7.3.1. Краткую характеристику исходных данных и, установленных в ходе исполнения схемы теплоснабжения, базовых и перспективных ключевых показателей, характеризующих состояние схемы теплоснабжения

 

7.3.2. Конкретные замечания и предложения по принятым решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы, ожидаемый эффект от их реализации (с количественной оценкой);

 

7.3.3. Общие выводы о целесообразности инвестиций в реализацию перспективной схемы теплоснабжения с учетом экономической эффективности, эксплуатационной надежности и тарифного влияния (тарифных последствий);

 

7.3.4. Рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных разделов схем теплоснабжения, которые могут быть выполнены при последующей актуализации схемы теплоснабжения;

 

7.3.5. Рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и тарифных последствий) или отклонении проекта схемы теплоснабжения.

 

8. Сроки проведения экспертизы

 

8.1. Сроки проведения экспертизы проектов схем теплоснабжения не должны превышать 30 дней, если иное не предусмотрено договором о проведении экспертизы.

 

8.2. Сроки рассмотрения откорректированной по заключению экспертизы документации не должны превышать 15 дней, если иное не предусмотрено договором.

 

Приложение А (обязательное)

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

по составу и содержанию экспертного заключения по проекту схемы теплоснабжения

 Скачать документ

Положение

О системе добровольной экспертизы схем теплоснабжения и инвестиционных программ подробнее...

Временная инструкция

ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ о порядке проведения экспертизы проектов схем теплоснабжения подробнее...

Протокол Минэнерго

Протокол Минэнерго РФ Скачать...

Протокол Госстроя

Скачать протокол совещания по разработке схем теплоснабжения от 01.04.2013 г. подробнее...

Обсуждение

Вы можете задать вопросы по схемам теплоснабжения по ссылке